нареч. обстоят. места
На расстоянии половины пути откуда-либо или куда-либо.
бросать; останавливаться; кто быть
Не завершив, не доведя до конца какое-л. дело.
Имеется в виду, что лицо или группа объединённых общей целью лиц (Х) не сумели или не захотели реализовать какое-л. намерение или закончить выполнение какого-л. дела (Z). Говорится с неодобрением. реч. стандарт. ✦ Х бросил на полпути [Z].
неизм.
В роли обст. или именной части сказ.
Однажды, устав от нападок со стороны слишком политизированных членов совета, Светлана Николаевна даже заявление написала с просьбой освободить её от обязанностей председателя совета ТОСа. Но так и не отдала его. "Я много раз задавала себе вопрос: зачем мне это надо?! Увы, но такой уж я человек - если что-то начала, то надо доводить до конца, а не бросать на полпути. Тем более в угоду чьим-то амбициям". Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов, 2002.Теперь ни лёгкости, ни веселья, ни песен. Совхоз приватизировали, спортивное хозяйство свёрнуто, новое начальство фактически указало мне на дверь. Но мы, лыжники, ко всему привычные, полжизни в лесу провели, нас такими передрягами не спугнёшь. Но всё-таки жалко было бросать на полпути начатое дело. Парламентская газета, 2002.
В молодые годы он сам собирался писать нечто на вашу тему <...>, но разочаровался и бросил работу на полпути. Л. Леонов, Русский лес.
- Я не советую тебе институт оставлять. Учился, учился и на полпути бросать. Осталось-то всего два года. Дотянул бы уж. (Реч.)
Мы уже не способны довести до конца гениально задуманные и рассчитанные планы. Мы нехотя начинаем их осуществление и охотно бросаем на полпути. А. Зиновьев, Гомо советикус.
И вот вообще решил бросить учёбу. Я не стал его переубеждать, лишь сказал, что останавливаться на полпути плохо. Г. Брянцев, По тонкому льду.
В манипуляции широко используется хорошо изученное в психологии свойство человеческого характера - продолжать начатое дело, не останавливаться на полпути, даже если вскрылись неизвестные ранее препятствия. С. Кара-Мурза, Манипуляция сознанием.
Мы советовали выбросить на Запад, по крайней мере, миллион человек <...>. Но высшее руководство испугалось этой цифры и остановилось, как обычно, на полпути. А. Зиновьев, Гомо севетикус.
Конечно, построить в Ираке демократическое и богатое государство не получится. Хотя бы потому, что лимит на создание новых богатых государств сейчас почти исчерпан - новая Япония и Германия нам просто невозможны. Будет бедность, будет антиамериканизм. Но останавливаться на полпути Бушу сегодня уже нельзя. Московские новости, 2003.
Скажем, поставили буровую, и сразу в радиусе десяти километров зверь исчезает. А человек на протяжении поколений здесь жил тем, что природа даст. Как ему компенсировать эти потери? Так что процесс построения демократического общества, которое регулирует свою жизнь, подчиняясь букве Закона, как на региональном уровне, так и в масштабах страны далеко не закончен. Можно сказать, что в этом отношении мы лишь на полпути. Тюменские известия, 2001.
культурологический комментарий:
Во фразеол. отражено стереотипное представление о том, что начатое дело необходимо закончить. ср. в фольклоре: Всякое дело с концом хорошо; Дело без конца, что кобыла без хвоста; Дело заделано, надо доделывать; Коли мять лён, так уж доминать; Недорубленный лес скоро вырастет. Этот стереотип, в свою очередь, восходит к древнейшему архетипическому представлению о троичности как о сути любого процесса: начало - середина - конец. (Топоров В.Н. О типовых моделях в архаичных текстах // Структура текста. М., 1980. С. 23; Байбурин А.К. Ритуал в традиционной русской культуре. СПб., 1993. С. 160.) ср. в фольклоре: Где не было начала, не будет и конца; Зачин дело красит; Доброе начало - полдела откачало; Доброе начало - половина дела; Неделя серёдкою крепка, век (жизнь) серединой; Дело серёдкой крепко; Серёдка всему делу корень; Дожили до середокрестной середы - и святая недалеко; Сколько верёвку ни вить, а концу быть.
фразеол. образован метафорой, уподобляющей выполнение дела перемещению в пространстве, и соотносится с пространственным и временны/м кодами культуры. Половина и середина обычно символизируют границы опасного и безопасного времени; ср. полдень и полночь, а также соответствующие им точки годового и лунного цикла, которые, по народным преданиям, считаются опасным и нечистым временем. "Наибольшую опасность для людей представляет время между полночью (зимним солнцестоянием) и рассветом (весной), которому в традиционном календаре соответствует период святок (от Рождества до Крещения) и масленицы. Это время разгула нечистой силы. Так же оценивается и время летнего солнцестояния". (Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995. С. 123.)
В культуре древних славян идея незавершённости, "недоделывания" характерна для погребального обряда (ср. неполную обработку досок для гроба, шитьё савана на живую нитку, не вполне готовые блюда на поминках и т. п.), что, вероятно, связано с идеей перехода человека из одного состояния в другое, незаконченности жизни, возможности её продолжения после окончания земного пути человека. (Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. СПб., 1993. С. 223.)
фразеол. в целом выступает в роли стереотипа незавершённого дела.
автор:
С. В. Кабакова